Сайт преподавателя Силаевой Н.Ю. ... ...

Лекция 22. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Налоговый контроль: понятие и сущность.
2. Формы налогового контроля.
3. Виды налоговых проверок.
4. Субъекты и объекты налоговых проверок.

Государственная налоговая служба - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.
Налоговый контроль – это один из элементов государственного управления.
Существуют следующие формы налогового контроля:
1. В зависимости от сроков - оперативный и периодический;
2. В зависимости от источников получения информации - документальный и фактический.
Оперативный контроль – это проверка, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции.
Источники для контроля – плановая. оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический контроль – это проверка по соблюдению требований налогового законодательства:
- установление выплат своевременной и в полной мере всех налогов;
- вскрытие нарушений и принятие мер к их устранению.
Источники информации – планы, сметы, нормы и нормативы, первичные документы, отчеты и др.
Документальный контроль – это проверка на основании данных, которые содержатся в документах: первичных и сводных.
Фактический контроль – это проверка на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки и т.п.
Налоговые проверки в зависимости от характера и способов проведения делятся на:
- камеральные;
- выездные;
- документальные.
Камеральная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, предоставленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов.
При камеральной проверке в основном проверяется:
- правильность заполнения деклараций и отчетов;
- правомерность использования льгот;
- арифметическая сверка отчетных показателей.
Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налогов.
Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки производятся на основании решения руководителя налогового органа.
При выездных проверках в первую очередь проверяются организации, которые имеют прибыль в больших размерах или допускаются грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства.
Документальные налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы налоговой инспекции и квартальными графиками проверок.
Документальная проверка первичных документов осуществляется сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ – это проверка всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
Выборочный способ – это проверка части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Исключение – в связи реорганизацией или ликвидацией предприятия налогоплательщика, а также в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях – три месяца).
Субъектами налоговых проверок являются:
1. Министерства, ведомства, государственные учреждения и организации, в том числе и судебные органы;
2. Коммерческие предприятия и организации, основанные на любых формах собственности;
3. Совместные предприятия, объединения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц;
4. Негосударственные и некоммерческие организации;
5. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Объектами налоговой проверки являются:
- денежные документы;
- бухгалтерские книги, отчеты, планы;
- деловая переписка;
- иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В процессе проверки налоговые органы имеют право:
1. Получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам, за исключением сведений, которые составляют коммерческую тайну;
2. Обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения.
По результатам проверки возможно доначисление налога или применение санкций за нарушение, факты совершения которых не требует документального подтверждения.
Достоверность отражения в финансовых документах хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов.
При формальной проверке устанавливается:
- правильность заполнения всех реквизитов документа;
- наличие не оговоренных исправлений, подчисток;
- дописок в тексте и цифр;
- подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц.
При арифметической проверке определяют правильность подсчетов в документах.