Сайт преподавателя Силаевой Н.Ю. ... ...

Лекция 9. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

1. Статистическая сводка.
2. Статистическая группировка.
3. Принципы построения группировок.

Статистическая сводка – это обработка первичных данных для получения обобщенных характеристик изучаемого явления.
По глубине и точности обработки материала различают простую и сложную сводку.
Простая статистическая сводка – это операция по подсчету общих итоговых или групповых данных по совокупности единиц наблюдения и оформлению материала.
Сложная статистическая сводка – это комплекс операций, который включает распределение единиц наблюдения изучаемого явления или процесса на группы, составление системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп изучаемой совокупности явлений, подсчета числа единиц и итогов в каждой группе и подгруппах и оформление результатов работы в виде статистических таблиц.
Статистическая сводка проводится на основе всестороннего анализа сущности и содержания изучаемых явлений и процессов. Полнота, достоверность и обоснованность результатов сводки обеспечиваются программой и планом ее проведения.
Программа статистической сводки содержит:
- перечень групп на которые разбивается совокупность единиц наблюдения;
- систему показателей, которые характеризуют совокупность явлений и процессов как в целом, так и отдельных ее частей.
Программа статистической сводки зависит от целей и задач исследования.
Разработка программы включает следующие этапы:
1. Выбирается группировочный признак для образования однородных групп;
2. Определяется порядок формирования и число групп;
3. Разрабатывается система статистических показателей для характеристик групп и объекта в целом;
4. Создается макет статистических таблиц для предоставления результатов сводки.
План статистической сводки – это информация о последовательности, сроках и технике проведения сводки, ее исполнителях, порядок и правила оформления результатов в виде таблиц.
Статистическая сводка без распределения единиц совокупности на группы не позволяет получить полную, достоверную характеристику изучаемого объекта.
Обобщение данных об изменениях, которые происходят в группах и подгруппах изучаемых явлений дает возможность получить картину состояния и характера развития объекта в целом. Это значит, что статистическая группировка – это основной этап проведения статистического исследования.
Статистическая группировка – это разделение общей совокупности единиц наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы.
С помощью метода группировок решаются следующие задачи:
1. Выделение социально-экономических типов явлений;
2. Изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
3. Выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и признаками, которые характеризуют эти явления.
В соответствии с этими задачами различают следующие виды статистических группировок: типологические, структурные и аналитические.
Типологическая группировка – это расчленение разнородной совокупности на отдельные группы, классы.
При построении типологической группировки в качестве группировочных признаков могут выступать как количественные, так и качественные (атрибутивные) признаки.
Структурная группировка – это расчленение однородной совокупности единиц по определенным, существенным признакам на группы, которые характеризуют ее состав и структуру.
Аналитическая группировка – это группировка, которая выявляет взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми явлениями и признаками, их характеризующими.
Построение статистических группировок – это решение следующих задач:
- выбирается группировочный признак:
- определяется число групп, на которые нужно разбить изучаемую совокупность;
- зафиксировать границы интервала группировки;
- определяются конкретные показатели, которые характеризуют выделенные группы.
Группировочный признак – это основание, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные группы.
От выбора группировочного признака зависит правильность выводов статистического исследования.
В основание группировки положены как количественные, так и качественные (атрибутивные) признаки.
Количественные признаки – это числовое выражение (например, объем выпускаемой продукции, возраст человека, доход семьи и т.д.).
Качественные (атрибутивные) признаки – это характеристика единиц совокупности, например, пол, семейное положение, форма собственности и т.д.
Построение группировки по качественному (атрибутивному) признаку требует безошибочного определения градаций, на основе которых устанавливается принадлежность изучаемых явлений и процессов к определенному типу.
Выделенные группы должны отличаться друг от друга не по количественной, а по качественной характеристике признака.
Группировка населения по полу допускает образование только двух групп – мужская и женская.
Группировка промышленных предприятий по формам собственности предполагает образование стольких групп, сколько существует ее различных форм.
При построении группировки по количественному признаку необходимо тщательно изучить экономическую (социальную) сущность исследуемого явления. Лишь после этого в соответствии с задачами исследования можно решать вопрос о числе групп.
Количество групп должно быть достаточным, чтобы четко и определенно выявить характер и особенности изучаемого явления. Плохо, если их мало, но также плохо, если их избыток.
При небольшом объеме совокупности нельзя образовать большое число групп, так как будут включать недостаточное число единиц объекта.