Сайт преподавателя Силаевой Н.Ю. ... ...

Лекция 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Задачи, функции и принципы государственной статистики в РФ.
2. Структура государственной статистики в РФ.
3. Статистические издания.

Основными задачами статистики в Российской Федерации являются:
1. Статистическое наблюдение за развитием экономики и общества с помощью различных видов и способов сбора данных;
2. Контроль и проверка содержания различной информации, которая поступает в органы статистики;
3. Научная обработка, обобщение и анализ всех материалов наблюдений, в т.ч. выборочных и специально организованных;
4. Комплексное изучение экономики, анализ её состояния, развитие тенденции (направления), закономерностей в масштабах регионов страны, различных форм собственности, хозяйствования, секторов и отраслей экономики;
6. Совершенствование учета, отчетности, системы показателей и методов анализа.
К функциям статистики в Российской Федерации относятся:
- предоставление органам государственного управления информации, которая необходима для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработки государственных программ, планов и мер по их реализации;
- обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий, организаторов производства, менеджеров и бизнесменов, необходимой для изучения внешней среды, в которой функционируют предприятия;
- информирование об основных итогах и тенденциях (направлениях) социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц;
- предоставление информации о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации во исполнение обязательств, принятых странами при вступлении в международные организации.
Существуют следующие принципы статистики в Российской Федерации:
1. Принцип актуальности, объективности и доступности.
Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации.
2. Принцип профессионализма.
Решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных следует строго руководствоваться принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику.
3. Принцип использования статистических стандартов.
Для обеспечения правильной трактовки данных статистического ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики.
4. Принцип правильного использования и интерпретации статистических данных.
Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных.
5. Принцип эффективности статистических наблюдений.
Статистические данные могут собираться из любых источников информации. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат и нагрузки на респондентов.
6. Принцип конфиденциальности.
Индивидуальные данные, которые собираются статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц.
7. Принцип гласности.
Законы, нормативно – правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию.
8. Принцип координации на национальном уровне.
Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводиться координация работы статистических ведомств.
9. Принцип координации на международном уровне.
Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на официальных уровнях.
10. Принцип международного сотрудничества в области статистики.
Двухстороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах.
Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-государственным делением страны и содержит три уровня:
- федеральный;
- региональный;
- городской.
Руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Федеральная служба государственной статистики России (Росстат), которая является главным учетно- статистическим центром и относится к центральным исполнительным органом Российской Федерации, обеспечивая статистической информацией Правительство, федеральные органы исполнительной власти, общественность и международные организации.
В состав Росстата входят следующие управления:
- статистики и организации наблюдений;
- национальных счетов;
- статистики предприятий и структурных обследований;
- сводной информации;
- статистики цен и финансов;
- статистики уровня жизни и обследований населения;
- статистики труда;
- статистики населения и демографического обследования;
- статистики услуг, транспорта и связи;
- статистика основных фондов и строительства;
- статистики внутренней и внешней торговли;
- статистики окружающей среды и сельского хозяйства;
- статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.
Росстат руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны.
89 региональных комитетов по статистике выполняют определённые функции для своего уровня.
Региональные (территориальные) комитеты по статистике являются первичными организациями системы государственной статистики, в состав которых входит 2200 районных (городских) управлений (отделов) статистики.
Районные (городские) органы статистики оказывают методологическую помощь в организации учета и отчетности предприятиям и являются основными источниками информации об их деятельности.
Федеральная служба государственной статистики России подготавливает и выпускает Российские статистические издания:
1. Российский статистический ежегодник. Содержит все основные данные о социально-экономическом развитии страны и включает информацию о:
- населении и рынке труда;
- социальной сфере;
- состоянии и динамике различных отраслей народного хозяйства;
- рынке финансов;
- денежном обращении и ценах;
- внешнеэкономических связях РФ и международных сравнениях.

2. Сборник «Регионы России». Содержит информацию (аналогичную Российскому статистическому ежегоднику) с разбивкой по регионам и субъектам Федерации, что позволяет проводить более детальный статистический анализ экономики России.
3. Сборник «Социально-экономическое положение России». Это ежемесячный обзор, который включает данные с разбивкой по месяцам, а в декабрьском номере – обобщенные данные за год. Сборник содержит краткий текстовой комментарий, что позволяет получить объемную информацию о различных сторонах экономики Российской Федерации.
4. Справочник «Социальное положение и уровень жизни населения России». В справочнике приводятся показатели, отражающие уровень жизни населения, его занятость и условия труда; размер и структуру денежных доходов и их распределение по различным социально-экономическим группам населения; состояния здоровья и медицинского обслуживания; данные об образовании и культуре; состоянии окружающей среды и уровне преступности.
5. Справочник «Россия и страны мира». Справочник содержит базовую экономическую и социальную информацию о промышленно-развитых странах, странах с переходной экономикой и ряде развивающихся стран.
Росстат России издает множество отраслевых справочников: «Промышленность России», «Наука России», «Строительство в России» и т.д.