Сайт преподавателя Силаевой Н.Ю. ... ...

Лекция 14. ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДЕКСОВ

1. Понятие и виды индексов.
2. Индекс потребительских цен.
3. Индекс цен производителей.

Индекс (лат. Index – показатель) – это показатель сравнения двух уровней одного и того же явления во времени, в пространстве или с планом (эталоном).
Существуют следующие виды индексов:
- индекс объемных показателей физического объема: товарооборота, потребления, промышленной продукции, национального дохода;
- индекс качественных показателей: индексы цен, себестоимости, издержек обращения, производительности труда, реальной заработной платы и реальных доходов.
По охвату элементов различают индексы индивидуальные и сводные (общие).
В зависимости от метода расчета сводные (общие) индексы делятся на агрегатные, среднеарифметические и среднегармонические.
Индивидуальные индексы (i) характеризуют динамику отдельных элементов, входящих в совокупности или характеризуют изменения однородных объектов, входящих в состав сложных элементов.
Пример. Цена товара А:
- в текущем периоде составляет 30 рублей;
- в базисном – 25 рублей,
то индивидуальный индекс цены будет равен:
i = 30/25 = 1,2 (или 120%)
ВЫВОД: Цена товара выросла по сравнению с базисным на 1,2 или на 20%.

Агрегатный индекс характеризует изменение величин по всей совокупности.
При расчете агрегатного индекса для разнородной совокупности находят такой общий показатель, в котором можно объединить все ее элементы.
При исследовании динамики таких показателей как цена, себестоимость, производительность труда, урожайность, количественный показатель фиксируется на уровне текущего периода, то есть получают сводный индекс цен (индекс цен Пааше).
Индекс Пааше показывает, на сколько товары в текущем периоде подорожали (подешевели) по сравнению с базисным периодом, а индекс цен Леспейерса показывает, во сколько раз товары базисного периода дороже (дешевле) в результате изменений цен в отчетном периоде.
Индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше занижает, а по формуле Леспейерса – завышает темпы инфляции.
Этьен Лейспейрес и Герман Пааше – немецкие экономисты XIX века.
В ряде случаев вместо индексов в агрегатной форме удобнее использовать средние арифметические и средние гармонические индексы.
Основной сферой применения индексов в практике государственной статистики является статистика цен.
В задачи статистики цен входит:
- изучение динамики цены как индикатора инфляционных процессов и уровня жизни населения;
- характеристика цен как ответной реакции на изменение экономической конъектуры;
- изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и др.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет динамику цена на потребительские товары и услуги.
Система индекса потребительских цен в России включает:
1. Сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
2. Сводный индекс потребительских цен, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования;
3. Индекс потребительских цен для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующий изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;
4. Индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;
5. Сводные индексы цен по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также индексы потребительских цен по регионам и федеральным округам.
Основой для расчета индекса потребительских цен служат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги населению, рассчитываемые на основании ежедневной, ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров (услуг) представителей.
Систематическое наблюдение за динамикой потребительских цен организовано в России с 1991 года.
Регистрация цен и тарифов осуществляется в момент и по месту реализации товаров и услуг в магазинах, палатках, местах уличной торговли, на рынках и предприятиях сферы услуг.
Индекс потребительских цен рассчитывается с использованием данных только по городским поселениям. Это вызвано тем, что регистрация цен в сельской местности сопряжена с большими трудностями и обходится весьма дорого. Однако динамика цен на селе практически аналогична динамике цен в городе.
Индексы цен производителей включает индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную, строительную и другую продукцию.
Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции. Они определяются на основе наблюдения за изменением этих цен путем регистрации цен на товары – представители, выпускаемые предприятиями - изготовителями.
Построение индексов цен на промышленную продукцию состоит из следующих этапов:
1. Отбор базовых предприятий и товаров – представителей для наблюдения;
2. Определение порядка регистрации цен;
3. Выбор расчетных формул.
В составе базовых предприятий представляются предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм.
Наряду с крупными предприятиями включаются и небольшие предприятия, так как динамика цен на мелких и крупных предприятиях может существенно различаться.
Отбор товаров для регистрации цен производится:
- для наблюдения за уровнем цен на конкретные виды товаров;
- для расчета индексов цен по товарным группам;
- для расчета сводных индексов цен по отраслям и промышленной продукции в целом.
Регистрации подлежат фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце на российский рынок продукцию без НДС (налога на добавленную стоимость), акцизов и других налогов, не входящих в оптовую цену.
В состав регистрируемой цены не включаются дополнительные затраты предприятий сверх цены производства: затраты на транспортировку продукции и другие расходы, не предусмотренные оптовой ценой и оплачиваемые заказчиком отдельно.
В качестве базисной цены для расчета индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.