Сайт преподавателя Силаевой Н.Ю. ... ...

Лекция 12. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Инвентаризация расчетов и финансовых обязательств.
2. Порядок проведения инвентаризации.

Финансовые обязательства – это кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризация расчетов – это определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников или к списанию ее с учета.
Согласно Плана счетов к расчетам относят:
- счет 60 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками;
- счет 62 – Расчеты с покупателями и заказчиками;
- счет 63 – Резервы по сомнительным долгам;
- счет 66 – Расчеты по краткосрочным кредитам и займам;
- счет 67 – Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
- счет 68 – Расчеты по налогам и сборам;
- счет 69 – Расчеты по социальному страхованию и обеспечению;
- счет 70 – Расчеты с персоналом по оплате труда;
- счет 71 – Расчеты с подотчетными лицами;
- счет 73 – Расчеты с персоналом по прочим операциям;
- счет 75 – Расчеты с учредителями;
- счет 76 – Расчеты с разными дебиторами и кредиторами;
- счет 79 – Внутрихозяйственные расчеты.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованных сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки устанавливает обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.
Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:
1. Расчеты по кредитам и займам (сч. 66,67).
Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору. Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.
Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.
Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам. начисленные суммы процентов учитываются обособленно.
2. Расчеты по налогам и сборам (сч. 68).
Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду налогов. Проверяется своевременность расчетов с бюджетом по начисленным налогам. Проверяются акты сверки с бюджетом по налогам. Выявляется задолженность перед бюджетом и дата ее образования.
3. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (сч.69).
Проверяется соответствие сумм, отраженных на соответствующих субсчетах, налоговым декларациям по каждому виду страхования (социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование). Проверяется своевременность расчетов по страховым взносам. Проверяются акты сверки с фондами. Выявляется задолженность по страховым взносам и дата ее образования.
4. Расчеты с покупателями и заказчиками (сч.62).
Аналитика ведется в разрезе задолженности за поставленные товары (работы, услуги) и авансов полученных по каждому покупателю (заказчику). Проверяются акты сверок с покупателями и заказчиками. Акты должны быть подписаны обеими сторонами.
Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.
На основании данных аналитического учета и актов сверок выявляется:
- задолженность, подтвержденная дебиторами;
- задолженность, не подтвержденная дебиторами;
- задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Проверяется обоснованность списания безнадежной задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя.
Списание безнадежной задолженности возможно:
- по истечении срока исковой давности. Срок исковой давности составляет 3 года с момента возникновения задолженности;
- при неплатежеспособности должника. Суммы списанной задолженности сопоставляется с суммами, отраженными на забалансовом счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (задолженность учитывается за балансом в течении пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников). Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому покупателю (заказчику).
5. Расчеты с покупателями и заказчиками (сч. 60).
Проверяется обоснованность отражения задолженности по авансам выданным ( в соответствии с условиями договора и платежными документами). Проверяются акты сверки с поставщиками и подрядчиками. Проверяется обоснованность списания кредиторской задолженности. Задолженность списывается при наличии письменного обоснования и приказа руководителя организации. Данные инвентаризации заносятся в опись по каждому поставщику и подрядчику.
6. Расчеты с подотчетными лицами (сч. 71).
Проверяется правомерность выдачи наличных денег под отчет. Круг лиц, имеющих право на получение денежных средств в подотчет, устанавливается приказом руководителя организации. Проверяется соблюдение порядка выдачи наличных денег под отчет.
7. Расчеты с персоналом по оплате труда (сч. 70).
Аналитический учет ведется по каждому работнику организации. Сопоставляются данные расчетной (расчетно-платежной) ведомости с регистрами бухгалтерского учета. Выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов. Выявляются суммы и причины возникновения переплат работникам.
8. Расчеты с персоналом по прочим операциям (сч. 73).
Аналитический учет ведется по каждому виду расчета (расчеты по предоставленным займам, уплате процентов по ним, расчеты по возмещению материального ущерба работниками в результате брака, недостач, хищений и др.). Проверяется обоснованность расчетов с работниками (договоры займа, товарного кредита, акты об установлении факта хищения, акты обнаружения недостач, брака, приказы).
9. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (сч. 76).
Проверяются акты сверок с дебиторами и кредиторами. Акты должны быть подписаны обеими сторонами. Суммы, отраженные в акте, сверяются с данными бухгалтерского учета.
10. Внутрихозяйственные расчеты (сч. 79).
Аналитический учет ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчеты по договорам доверительного управления имуществом – по каждому договору.
Проверяются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по обще управленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.
Данные инвентаризации заносятся в приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. На основании справки заполняется форма № ИНВ-17. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в инвентаризационной комиссии.